Топ-10 прорывов в медицине в 2008 году

Издание TIME составило ежегодный рейтинг научных прорывов в медицине по итогам 2008 года. В список открытий, которыми ознаменовался год, вошло выращивание мотонейронов, которые помогут вылечить больных амиотрофическим склерозом, портативный ДНК-анализатор, способный по анализу слюны определить наследственную предрасположенность к болезням, а также способ хирургического вмешательства без шрамов.

10 прорывов в медицине в 2008 году (TIME)

1.Нейроны, выращенные из стволовых клеток больных боковым амиотрофическим склерозом b7cd3.jpg Несмотря на запрет правительств некоторых стран на исследование стволовых клеток, клонирование и выращивание новых тканей и органов, наука находит способ развиваться вопреки преградам. Интереснее всего то, что ученым, сумевшим вырастить мотонейроны (двигательные нейроны), не понадобились эмбриональные клетки. Идея перепрограммировать клетки кожи человека в стволовые и заставить их трансформироваться в любые другие пришла в голову ученому из Киотского университета Шиньи Янамаци в 2006 году. Теперь же американские ученые начали выращивать мотонейроны больных боковым амиотрофическим склерозом. Это болезнь неизвестной этиологии, поражающая нервную систему, пока неизлечима. Наблюдение за двигательными нейронами, которые поражает эта болезнь, даст возможность понять механизм повреждения и его развитие. Это поможет создать более эффективное лечение, возможно, до полного выздоровления пациентов.

2.Значение воспалительного процесса и уровня холестерина для сердечно-сосудистой системы a8af8.jpg До сих пор одним из основных факторов развития атеросклероза, тромбообразования и сердечно-сосудистой патологии считали повышенный уровень холестерола. Однако половина сердечных приступов случается у людей с нормальным уровнем холестерина. Британские ученые доказали, что у людей с нормальным уровнем холестерина, но повышенным уровнем С‑реактивного белка (маркера воспалительного процесса в организме) риск инфаркта миокарда возрастает. Ученые также показали, что снижая уровень холестерина с помощью статинов и назначая противовоспалительную терапию, можно достичь уменьшения риска инфаркта на 54%. Если назначать только терапию статинами, риск сокращается только на 20%. Обычно холестерин и липопротеиды играют важную роль в бляшко- и тромбообразовании в сосудах. Однако воспалительный процесс может способствовать тому, что бляшки или тромб останутся на стенке сосуда. Таким образом, именно от наличия или отсутствия воспалительного процесса во многом зависит развитие непроходимости сосуда и инфаркта сердечной мышцы.

3.Хирургия без шрамов 07a80.jpg Может прозвучать странно, но врачи сейчас много экспериментируют с оперативным вмешательством, не оставляющим шрамов. При этом доступ к нужному органу осуществляют через рот, прямую кишку, вагину. Такие операции не обходятся без небольших разрезов внутри полостей, но их преимущество в том, что не нарушается целостность кожных покровов. По словам ученых, это уменьшает длительность послеоперационного периода и вероятность внешнего инфицирования раны, следовательно, ускоряет выздоровление. Примером таких операций может служить паллиативное вмешательство через гастроскоп, проводимое больным с патологией желудка. С помощью зонда врачи получают доступ к органу, операция ведется не руками, а манипуляторами.

4.Портативный ДНК-анализатор 7ab62.jpg Дело Джеймса Уотсон, одного из изобретателей структуры ДНК, и Крэга Вентера, который расшифровал геном, распространили в массы. Всего за $399 вы можете узнать о наличии у вас генов, отвечающих за 90 наследственно обусловленных болезней. Анализатор использует ДНК человеческой слюны и ищет в ней гены, ответственные, например, за развитие рака простаты или муковисцидоза. Конечно, определенная таким образом склонность к онкопатологии не означает 100% развития рака в будущем, однако дает возможность предотвратить его. Каким образом конкретный ген проявляется в том или ином заболевании, как происходит взаимодействие между различными генами — до сих пор полностью не изучено. В связи с этим многие ставит вопрос о целесообразности такого массового обследования на нынешнем этапе развития генетики.

5.Открытие новых генов, отвечающих за развитие болезни Альцгеймера aca66.jpg На текущий момент не существует ни лечения, ни профилактики, ни метода диагностики болезни Альцгеймера без применения аутопсии. Однако есть возможность изучить гены, отвечающие за наиболее распространенные формы этого заболевания. Болезнь Альцгеймера поражает серое вещество головного мозга. Нейроны погибают под действием белка амилоида, который способен к фибринообразованию. Ученые определили новые гены, которые отвечают за синтез белка, который помогает образованию синапсов (контактов) между нейронами. При болезни Альцгеймера синтез этого протеина прекращается. Изучение этих генов даст возможность эффективно лечить болезнь специальными препаратами, направлено влиять на синтез белка.

6.Вакцина против пяти болезней в одной ампуле ef082.jpg Новая вакцина Pentacel имунизует против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гемофильной палочки типа В. Вакцину испытали на 5000 детей и зарегистрировали всего лишь незначительные побочные реакции в виде лихорадки, покраснения или припухлости в месте инъекции. Прививать Pentacel’ом нужно четыре раза по схеме: три раза в 2 – 6‑месячном возрасте и один раз в 15 – 18 месяцев. Американские ученые подсчитали, что применение новой вакцины сократит количество уколов, переносимых ребенком за полтора года жизни, на 30%.

7.Маркеры чувствительности рака молочной железы к лечению ce90d.jpg Генетические маркеры используют не только для диагностики онкозаболеваний, но и для того, чтобы определить, как болезнь реагирует на терапию. Исследователи изучили роль маркеров рака молочной железы на терапию герцептином (Herceptin). Препарат эффективен для лечения опухолей, имеющих белковые рецепторы к нему, так называемые HER2-рецепторы. Тест определяет количество геномного материала — HER2-генов, присутствующих в образце опухоли. Чем больше будет найдено таких генов, тем лучше прогноз по терапии рака герцептином. Большие надежды возлагаются и на другой онкотест — OncotypeDx, определяющий риск рецидива рака молочной железы и индивидуальную чувствительность к химиотерапии.

8.Анализ крови для диагностики синдрома Дауна у эмбриона 3d626.jpg Наиболее точным методом диагностики синдрома Дауна у нерожденного ребенка является амниоцентез. Путем прокола выполняют забор амниотической жидкости, которая окружает плод. Однако такая процедура стрессовая для плода и увеличивает риск срыва беременности. Медики нашли способ определять синдром при помощи анализа крови матери. Известно, что часть клеток плода проникает сквозь фетоплацентарный барьер и попадает в кровяное русло материнского организма. Эти клетки и используют для диагностики ненормально количества хромосом. Тест проходит испытания, и кроме возможности диагностики синдрома Дауна позволяет создать похожие методики определения других наследственных заболеваний.

9.Пластыри против морской болезни для облегчения тошноты у онкобольных 643ed.jpg У больных раком от химиотерапии развиваются симптомы, похожие на морскую болезнь. Одним из них является тошнота. Врачи прибегли к простому, но эффективному средству — начали использовать пластырь от морской болезни для облегчения такого симптома у онкобольных. В сентябре Управление контроля над лекарственными средствами утвердило препарат Sancuso. Этот пластырь равномерно высвобождает действующее вещество — гранисетрон, блокатор серотонинових рецепторов. Такой препарат можно найти в различных формах — сироп, таблетки и раствор для инъекций. Однако использовать пластырь удобнее, к тому же, его действие продолжается в течение 5 дней.

10.Трансплантат — стволовые клетки трахеи d2fb6.jpg Впервые в истории трансплантологии испанские врачи пересадили больной женщине трахею, выращенную из ее собственных стволовых клеток. Это первый случай использования стволовых клеток взрослого человека, взятых из костного мозга, для получения нового органа или ткани. Поскольку выращенная трахеи не имела клеток, которые обычно вызывают реакцию отторжения, 30-летняя испанка Клаудия Лорен Кастилло Санчес, болевшая туберкулезом бронха (главного бронха, являющегося продолжением трахеи) пациентка избежала тяжелой иммуносупрессивной терапии. Ученые пока не решаются широко внедрять первую удачную практику и продолжают испытания. Прошло полгода с момента операции, и никаких осложнений у Клаудии пока не было обнаружено. Мать двоих детей полностью восстановила свои силы и теперь вернулась на работу.