Наиболее выдающиеся женщины-ученые
Десятого декабря компьютерные гуру всего мира празднуют день программиста. Дата праздника выбрана не случайно: в этот день родилась Ада Байрон, дочка английского поэта Байрона и первый программист в мире!
Сайт Science. Discovery.com выбрал десять самых прогрессивных и талантливых женщин-ученых, о работе которых мы так мало знаем, но трудами и изобретениями которых часто пользуемся в современной жизни.
1. Мария Кюри
Жизнь Марии Кюри, помимо ее гениальных открытий, интересна еще и тем, что ученая буквально сделала радиоактивность частью своей жизни. Документы, которые когда-то принадлежали ей, до сих пор так радиоактивны, что даже через 75 лет после смерти ученой их нельзя просматривать без специальной защиты.
В начале 20-го века эмигрантка из Польши Мария Кюри и ее муж, Пьер Кюри, трудились над выделением таких радиоактивных элементов, как уран, полоний и радий, без всякой специальной защиты и практически без учета того, какой вред могут нанести эти элементы живой ткани.
Кюри позже заплатила высокую цену за такую небрежность: в 1934 году она умерла от апластической анемии, скорее всего развившейся от радиационного облучения.
Зато наследие ученой сделало ее имя бессмертным: Кюри дважды получала Нобелевскую премию (по физике в 1903 году вместе с мужем и по химии в 1911‑м году) и вырастила дочь Ирэн Жолио-Кюри, которая продолжила опыты матери по физике и так же стала Нобелевским лауреатом.
2. Розалинд Франклин
Мало кто знает, что заслуга открытия ДНК фактически принадлежит скромной англичанке Розалинд Франклин. Имя Розалинд Франклин долгое время затмевали имена ее коллег, Уотсона и Крика, и история открытия ими структуры ДНК.
Однако, без точных лабораторных опытов Франклин, получения рентгеновского изображения ДНК, которое показало его витую структуру, а так же без вдумчивого анализа ученой, работа Уотсона и Крика не стоила бы и ломаного гроша.
Не было бы и Нобелевской премии, которую ученые получили в 1962 году, за открытие структуры ДНК. Розалинд Франклин скоропостижно скончалась от рака за четыре года до своего триумфа.
3. Лиз Майтнер
В 1939 году, за шесть лет до того, как атомные бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, австрийская физик Лиз Майтнер объяснила расщепление атомного ядра.
Со своим коллегой Отто Ганом они проводили исследования по бомбардировке нейронов, но результаты опытов не могли оценить из-за накалявшейся политической ситуации в стране. Когда Гитлер пришел к полной власти, еврейка Майтнер была вынуждена бежать из Германии, прихватив с собой свои работы.
Она наладила контакты с Ганом из своего убежища в Швеции. Здесь она со своим племянником Отто Фришем смогла вдумчиво проанализировать экспериментальные данные.
Результаты анализа показали, что в ходе расщепления атомного ядра освобождается невероятное количество энергии. За данную работу Ган получил Нобелевскую премию, а вот Мейтнер была просто забыта.
4. Рейчел Карсон
Книга «Безмолвная весна» Рэйчел Карсон стала тревожным звонком для всего человечества. В 1962 году данная работа ученой, основываясь на правительственных отчетах и научных исследованиях, описала вред, который пестициды наносят окружающей среде и нашему здоровью.
Карсон, дипломированный морской биолог и зоолог, стала красноречивым и страстным экологическим писателем.
Начиная с 1940‑х годов, росло беспокойство Карсон и других ученых по поводу программы правительства по борьбе с вредителями полей с применением ДДТ и других опасных химических средств.
Название «Безмолвная весна» происходит от страха Карсон проснуться однажды без щебетания птиц.
Книга послужила огромным вдохновением активистам экологического движения во всем мире. К сожалению, Карсон умерла в 1964 году от рака молочной железы, так и не увидев, насколько важной оказалась ее работа и книга для жителей планеты Земля.
5. Барбара Мак Клинток
На протяжении многих лет научное сообщество просто не принимало исследования Барбары Мак Клинток серьезно, а затем, спустя тридцать лет, ей дали Нобелевскую премию.
Работа Мак Клинток в конце 1940‑х и начале 50‑х годов над генетической регуляцией и «прыгающими генами» настолько опередили время, что никто не верил в возможность описанного ею.
Во время исследований Мак Клинток работала с кукурузой — и в конце концов выяснила, что гены могли перемещаться между различными хромосомами, то есть генетический ландшафт гораздо менее стабилен, чем мы считали.
Сегодня выводы Мак Клинток являются частью нашего базового понимания генетики. Они объясняют (среди прочего), как бактерии приобретают устойчивость к антибиотикам, и что эволюция осуществляется скачками, а не шагами.
6. Ада Байрон (графиня Ловлейс)
Излюбленная икона компьютерщиков всего мира, Ада Байрон была одним из первых адептов компьютерной науки. Еще в 1800‑х годах, Байрон, дочь поэта лорда Байрона, училась у английского математика Чарльза Бэббиджа.
Предложенная Бэббиджем «аналитическая машина» была одним из первых компьютеров. Правда, ее так и не сконструировали.
Анализ и объяснение, данное Адой тому, как «машина Бэббиджа»(гигантский калькулятор, по сути), может быть использована для расчета ряда важных математических чисел, сделали ее первым программистом в мире. Любопытно , что замужество и семья лишь способствовали занятиям наукой, а не стали преградой для Ады.
7. Элизабет Блэквэлл
Поступить в медицинский институт в наше время – затея не из простых. Но в 1849 году медицинские учебные заведения не были готовы принимать женщин в качестве своих студенток. Американка Элизабет Блэквэлл получила множество отказов, прежде чем вступила в университет.
Даже после того, как Блэквелл с таким огромным трудом вступила в ряды медиков, она не смогла найти больницу, которая была бы готова нанять ее. В конце-концов она открыла свою собственную медицинскую практику в Нью-Йорке, хотя по-прежнему сталкивалась с профессиональной враждебностью коллег.
Тогда она стала заниматься подготовкой женщин к медицинскому и сестринскому делу и предоставлением им мест для практики. Иногда стоит что-то делать самостоятельно.
8. Джейн Гудолл
Животные не похожи на людей, но у нас гораздо больше общего, чем мы хотели бы думать. В особенности, когда речь идет о приматах. Работы Джейн Гудолл открыли широкой общественности глаза на жизнь шимпанзе, и выявили наши общие эволюционные корни.
Джейн Гудолл выявила сложные социальные связи в сообществе шимпанзе, использование ими инструментов и широкий диапазон эмоций, которые могут выявлять эти животные. Работы Гудолл стирают грань между человеком и животным и учат нас сочувствию.
9. Гипатия Александрийская
Гипатия родилась 470 году нашей эры. В ту пору общество не одобряло занятие наукой женщинами. Первым учителем Гипатии был ее отец – математик и философ Теон. Благодаря занятиям с отцом и гибкому уму, Гипатия стала видным ученым своего времени.
В конце концов, учение Гипатии стоило ей жизни, поскольку толпа христианских фанатиков, считавшая науку ересью, приговорила ее к смерти. В наше время Гипатию объявили покровительницей науки, которая защищает ее от натиска религии.
10. Мария Митчелл
Открытие кометы должно быть гарантией того, что вас причислят к известным астрономам? А вот и не обязательно. Митчелл, которая родилась в 1818 году, была первой женщиной — членом Американской академии искусств и наук, а так же имела широкую известность в мире.
При этом она всегда оставалась в тени своих коллег-мужчин. Помимо открытия «Кометы мисс Митчелл», ученая так же ответственна за объяснение природы пятен на Солнце. В свободное от телескопа время, Мария была активным борцом за права женщин и выступала за отмену рабства.