Топ-10 худших научных специальностей

О, наука! Захватывающая, благородная – и вместе с тем опасная, грубая и скучная.

Американский журнал Popular Science каждый год с помощью ученых-экспертов выбирает профессии, претендующие на звание самых тяжелых и опасных научных специальностей. Редакция журнала определяет худшие из них, базируясь на таких критериях: опасность, боль, напряжение, издевательства, отвращение, через которые приходится проходить работникам.

Почему же такие профессии еще существуют, спросите вы? Так уж сложилось в науке, что руками именно представителей этих специальностей проводятся самые ответственные и важные эксперименты.

Топ-10 худших научных специальностей (Popular Science, 2009)

Испытатели камеры изоляции1. Испытатели камеры изоляции Вообразите, что вы месяцами сидите в капсуле без окон, без дверей, и не получаете никакой информации из внешнего мира. Похоже на ад? Тем не менее, в будущем астронавты, которые будут летать на далекие расстояния в космос, должны будут это выдерживать. А пока подобное испытание на Земле приходится выдерживать инженерам-испытателям из космического центра НАСА. Они отвечают за системы жизнеобеспечения астронавтов и должны тестировать разработанное ими оборудование – без молока за вредность, кстати. Во время 91-дневного теста в лаборатории НАСА команда испытателей перерабатывала собственную мочу в питьевую воду 13 раз.

Заборщики спермы животных2. Заборщики спермы животных Часто исследователям нужна сперма животных для разных целей – для изучения плодовитости или же для искусственного оплодотворения. Ценный белковый продукт в этом случае можно получить тремя способами: вставить электрический зонд в ректальное отверстие животных, поместить пенис в вагину или же стимулировать эякуляцию старомодным способом – мануально. Выбор зависит от вида животного и ряда обстоятельств. Что же в этом страшного? Ничего, скажут исследователи, если процедуру надо провести с маленькой собачкой, а вот собрать семя у огромного племенного быка, известного всем своим горячим нравом – это уже другое. Скажем только, что в жизни почти каждого зоотехника был момент, когда за секунды вся жизнь проносилась перед глазами.

Исследователи москитов в Бразилии3. Исследователи москитов в Бразилии Научные работники, которые изучают проблему малярии, должны знать все об укусах непосредственных переносчиков заразы – москитов. К сожалению, в отличие от своих африканских братьев по крови, бразильские москиты не желают попадаться в традиционные ловушки ученых. Несчастные исследователи должны ловить их на живца, то есть на себя. Ученые проводят по нескольку часов в неделю на болотах, служа приманкой для прожорливых насекомых. Исследовательница Хельге Цилер, настоящий ветеран, рассказывает, что как-то ей повезло поймать 500 москитов, правда, для этого она вытерпела 3 000 укусов за 17 минут. Расплата также пришла в виде малярийной лихорадки, которая не покидала исследовательницу два года. Обычно для таких экспериментов используют свиней, но часто легче закатать собственный рукав, чем пройти все бюрократические процедуры по оформлению подопытного животного.

Ботаники, которые выращивают растение аморфофалос4. Ботаники, которые выращивают растение аморфофалос Не все цветы наделены райским ароматом, привлекающим пчелок-медоносов. Когда на острове Борнео цветет растение аморфофалос, то человеку, неосведомленному со всеми тонкостями местной флоры, может показаться, будто где-то неподалеку уже очень давно разлагается труп. Это растение заманивает лакомых к мертвечине насекомых, выплескивая своеобразную ароматную бомбу из жерла своего гигантского цветка. Можно лишь посочувствовать ученым, которые присматривают за цветами в теплицах – в период цветения растения они заходят в помещение в противогазах.

Эксперты по внедрению метрической системы в США5. Эксперты по внедрению метрической системы в США Известно, что Америка все еще пользуется старой метрической системой и измеряет все в милях, фунтах и галлонах. Метрическая программа Национального института стандартов и технологий имеет настоящие наполеоновские планы: «Приведем Америку к мировой метрической системе!» Самое интересное в этом то, что соответствующий Федеральный акт метрических переведений был принят еще в 1975 году, а сдвигов в сторону новой системы до сих пор не видно. Ведь всей громадой дел, связанных с переведением немаленькой Америки на новые метрические рельсы, занимаются всего двое работников. Неудивительно, что они не могут убедить консервативную нацию пользоваться новой системой. Да и ответственный за реализацию программы не может сосчитать своего роста в метрах.

Эксперты по запахам газов из кишечника6. Эксперты по запахам газов из кишечника В компаниях, которые изготовляют зубные пасты, обязательно есть должность эксперта, который проверяет запах изо рта подопытных до и после применения средства. Гастроэнтеролог доктор Левитт из Миннеаполиса перешел на другой уровень, точнее, на другую сторону. Он пригласил двух добровольцев нюхать газы, которые выделяют его подопытные. Лаборанты должны занюхивать 100 контейнеров с человеческими газами и градуировать их интенсивность. Доктор Левитт на основе этих опытов и химического анализа газов выделил самый неприятный по запаху компонент газов, которые выдает человек: сероводород.

Исследователи образцов стула больных дизентерией7. Исследователи образцов стула больных дизентерией В начале 80‑х годов профессора института Virginia Tech изучали микроб Clostridium difficile, вызывающий диарею. Для этого они образец за образцом исследовали стул больных диареей. Наконец ученые, наверное, настолько глубоко поверив, что их труд прекрасен, и он нужен людям, основали компанию Techlab, которая изготовляет наборы для анализа стула. Сейчас на фирме 40 работников. 19 из них занимаются тем, что открывают контейнеры с человеческими экскрементами и анализируют их, проверяя эффективность лабораторных наборов, изготовленных компанией.

Суперинтенданты зоны повышенной опасности8. Суперинтенданты зоны повышенной опасности Во время вспышек лихорадки Эбола или сибирской язвы по телевизору показывают, как отважные ученые и врачи одевают свои похожие на скафандры одежды и входят в лабораторию четвертого уровня опасности, где изучают страшные болезнетворные вещества. Но эти люди заходят сюда очень редко, лишь в случае крайней необходимости. В отличие от суперинтендантов, которые регулярно моют там чаши Петри с опасными жидкостями, настраивают оборудование, меняют лампы и фильтры. Опасные микробы для них – будни.

Люди, изучающие фистулы9. Люди, изучающие фистулы Чтобы установить, как работают внутренние органы жвачных, ветеринары часто вставляют фистулу в первый отдел желудка животных, где микробы перерабатывают траву. Такие же фистулы используют и с целью изучения меню рогатого скота и роли энзимов в пищеварении. На боку у животных делают затычку, и чтобы достать фистулу, работник должен просто запустить руку внутрь. Приятно?

Исследователи реакции ядерного синтеза10. Исследователи реакции ядерного синтеза Реакция ядерного синтеза должна обеспечить человечество огромным количеством энергии, которое не способен производить больше ни один источник. Тем не менее, эта реакция остается лишенной смысла, пока ученые не научатся тратить на ее запуск меньше энергии, чем она потом будет давать. Некоторые научные работники посвятили 50 лет жизни исследованию рентабельности реакции, а конца этому нет. Многие из этих ученых чувствуют себя средневековыми строителями огромных соборов: вся жизнь проходит в трудах, а результатами их напряженной работы воспользуются в лучшем случае правнуки.