Демократия на лету: примеры демократии в животном сообществе
Пчелиная матка и альфа-шимпанзе не ходят на избирательные участки для голосования, но это вовсе не означает, что они деспоты. Ученые рассматривают многие сообщества животных в качестве примитивных демократий де-факто, где власть большинства гарантирует больше шансов к выживанию, чем тирания сама по себе.
Теперь с уверенностью можно сказать, что наши собственные демократические традиции восходят к нашим дочеловеческим предкам. «Совместное принятие решений, по всей видимости, имеет большое значение для эволюции стабильных социальных организаций, что объясняет распространенность демократии у социальных животных», — пишут биологи Ларисса Конрад и Тимоти Ропер в исследовании 2007-го года «Демократия у животных».
1. Благородный олень
Благородные евразийские олени живут в больших стадах, проводя большую часть времени на пастбищах в поисках прокорма либо отдыхая полулежа.
Иногда некоторые олени готовы к передвижению на другие территории раньше, чем их сотоварищи, но стада начинают передвижение только тогда, когда 60 процентов взрослых поднимается с места отдыха.
Даже если доминирующая особь более опытна и совершает меньше ошибок, чем её подчиненные, стада обычно предпочитают демократические решения авторитарным.
Согласно исследованию биологов Ларисы Конрад и Тимоти Ропер, это можно объяснить тем, что группы менее импульсивны в принятии своих решений, поскольку на них может повлиять любой член стада.
2. Шимпанзе
Шимпанзе и обезьяны — бонобо — это самые близкие биологические родственники человека, с которыми мы разделяем 98 процентов генома. Поэтому совершенно очевидно, что у нас есть и общие поведенческие черты.
Борьба за власть среди шимпанзе может проходить не менее громко и бурно, чем заседания депутатов Верховной Рады или Киевгорсовета. Альфа-самец не может долго управлять сообществом без поддержки ключевого блока избирателей: самок.
Согласно данным Института по изучению отношений человека и животных «Самец должен быть принят самками, прежде чем он получит свой статус вожака».
«Самки могут быть очень разборчивыми, и если они не одобряют кандидатуру альфа-самца, то попросту не позволяют спариваться с ними.» Вожака-неудачника вскоре могут легко свергнуть конкурирующие самцы.
3. Медоносные пчелы
Несмотря на то, что пчёлы, как и многие другие высокосоциальные насекомые, живут с королевой-маткой, их общественный уклад нельзя назвать монархией. Пчелиная матка по сути является яйцекладущей машиной, которая возлагает ответственность по заботе об улье на рабочих и трутней.
От коллективной воли этих пчел зависит выживание и процветание улья. Когда пчела-разведчик исполняет свой покачивающийся танец, чтобы передать информацию о возможном будущем месте гнездования, другие пчелы таким же способом могут оспорить данное решение.
Есть и иная сторона пчелиной демократии. Особо упрямых разведчиков, которые продолжают «танцевать» вокруг менее популярных мест, зачастую отправляют в нокаут.
4. Африканский буйвол
Подобно благородному оленю, африканский буйвол относится к отряду стадных травоядных. Буйволы также часто принимают групповые решения о направлениях передвижения.
Еще в 1990-ых годах исследователи поняли, что поведение этих животных, которое называлось «дневная растяжка», является своего рода выражением мнения электората по поводу туристических предпочтений стада.
В голосовании участвуют только взрослые самки вне зависимости их статуса в стаде. Они поднимаются, некоторое время смотрят в направлении, выбирая наиболее предпочтительный путь, а затем снова укладываются.
В дни, когда направления взглядов буйволов кардинально отличаются, стадо, как правило, разделяется по предпочтениям и пасется ночью на разных участках.
5. Тараканы
У тараканов нет такой сложной социальной организации, как у муравьев или пчел. Тем не менее, они тоже могут принимать сложные демократические решения.
Чтобы проверить эту идею, команда исследователей предоставила 50-ти тараканам три убежища, которые могли уместить по 50 особей каждый.
Поскольку тараканы предпочитают темные места светлым, то расформировавшись на две группы по 25 штук, они быстро заполнили два укрытия. Когда два укрытия заполнились, тараканы сформировали третью группу, которую отправили в оставшееся убежище.
По мнению авторов исследования, тараканы могут достигать баланса между сотрудничеством и конкуренцией за ресурсы.
6. Павианы
Павианы не относятся к человекообразным обезьянам, но их стили руководства довольно сходны со стилями шимпанзе. Как и в обществе шимпанзе, где альфа-самец часто контролируется женсоветом, доминирующий самец павиана тоже не является диктатором.
По мнению приматологов Джеймса Элса и Филлис Ли: «на решения по передвижению войск павианов могут влиять все члены общества, но последнее слово всегда остается за высокопоставленными самцами и самками».
7. Голуби
Не редко разозленные жители мегаполисов презрительно называют голубей «летающими крысами» и напрасно. По словам биологов Оксфордского университета, у голубей существует сложная социальная иерархия, в которой даже птицы низкого ранга могут голосовать за последующие передвижения стаи.
Используя GPS навигаторы, прикрепленные к крошечным рюкзачкам, исследователи обнаружили, что большинство птиц обладают правом голоса в процессе принятия решений, но гибкая система “рангов” гарантирует, что некоторые птицы скорей всего будут лидерами, а другие будут им следовать. Стоит заметить, что это достаточно эффективный способ принятия решений.