Десять фотографов, которых не стоит наследовать новичкам
Десять фотографов, которых должен игнорировать начинающий фотограф:
1. Ансель Адамс (Ansel Adams)
Адамс создал выдающиеся фотографические изображения и в буквальном смысле своими работами преподал прекрасные уроки техники фотографирования. Но все же он внес в фотографию больше плохого, чем хорошего. Сколько молодых фотографов суетилось над тем, куда наложить тени, в то время как на их фотокарточке свет угасает и фото исчезает? И еще, что немало важно: сколько еще видов на заснеженные вершины гор и извилистые реки на заднем плане мы должны увидеть? Великий Ансель нам уже это показал так, как никто до него и после. Пора нарабатывать свои темы, а не создавать очередные лубочные картинки.
Ансель Адамс, «Восход Луны, Хернандез, Нью-Мехико», 1941.
2. Стивен Шор (Stephen Shore)
Шор был фотографом абсолютного Ничего. Для неопытного глаза, да и для опытных мастеров его фотографии кажутся бесхитростными. Почему именно эта сцена, а не какая-нибудь другая? Или это какой-то трюк? Проба? Там ничего нет. Только после целой череды просмотров, кадрирование, точность и предмет работ Шора начинают казаться мудрыми, проникновенными. К сожалению, этот момент слишком поздно наступает для молодых фотографов. Они уже фотографируют Ничто, в надежде пойти по стопам Шора. Это же легко — найти заброшенное АЗС или автостоянку, стену или старую машину, цвета которых неплохо сочетаются. Жаль разочаровывать неопытного новичка, но кадры такого рода не несут в себе ничего.
Стивен Шор, «Улица Холден, Северный Адамс, 13 июля 1974».
3. Гарри Виногранд (Garry Winogrand)
С Гарри Винограндом прежде всего ассоциируются уличные фотографии. Он был странствующим фотографом нью-йоркских улиц в 50-ых-60-ых годах прошлого века. Гарри брал свою легендарную камеру Leica в поисках кадра, который еще никто не ловил в свой видоискатель. Он был зациклен и помешан на фотографии, его композиции были свободны и невообразимо дики.
«Вы говорите, у меня горизонт завален?» — заметил бы он иронично. Многие молодые уличные фотографы, восторгаясь его свободной манерой фотографирования, не понимают, что на достижение мастерства легкости и непринужденности, точности в композиции кадра ушли годы и годы. Так что скошенная линия горизонта в фотографиях новичков вовсе не придает им ценности, а наоборот свидетельствовать о кричащей неаккуратности и неправильности композиции.
Гарри Виногранд. «Лос — Анджелес, 1964.»
4. Алек Сот (Alec Soth)
Лирические пейзажи, портреты невозмутимо странных личностей, иронические интерьеры, бородачи, меланхолия, камера 8×10 – характерные признаки стиля этого фотографа. По настоящему кинематографические фотографии американского фотографа Алека Сота содержат элементы фольклора, намекающие на истории, которые скрываются за образом.
В свое время Алек, заядлый путешественник, потратил пять лет, спускаясь по реке Миссури и фотографируя местных жителей. Поколение нынешних молодых фотографов вряд ли освоит подобный проект и за пятьдесят лет. Хотя все что нужно – это арендовать минивэн, купить камеру Leica M9, пригласить парочку старых хиппи, отправиться путешествовать в какую-нибудь глушь и выставлять напоказ все в своем блоге. Но у большинства это получается почему-то очень удручающе, а не меланхолично.
Алек Сот, 2008, из серии «Разбитое руководство по применению»
5. Роберт Франк (Robert Frank)
Франк стал настоящим революционером в фотографии. До него фотографии были милыми и чистыми, без зерна, пре — визуализированными и снятыми на трипод. Пришел Франк и пробил новую дыру в эстетике фотографии. К счастью ему было что предложить , чтобы закрыть эту брешь – свое видение.
А вот большинство молодых фотографов, которые следуют его стопам, ничего не могут дать взамен. Так что даже если вы начнете снимать столичные бары в три часа ночи на пленку чувствительностью 3200, это не сделает ваше фото интересным. Следует искать сюжеты, которые действительно вас волнуют, а не замещать все глупыми техническими спецэффектами.
Роберт Франк, «Чарльстон, Южная Каролина,» 1959.
6. Нэн Голдин (Nan Goldin)
Нэн из года в год запечатлела на пленку жизнь своих известных и гламурных друзей, которая зачастую была полна трагизма и печали. Но начинающему фотографу вовсе не стоит думать, что его собственная жизнь не менее интересна для окружающих. Просто Нэн всегда оказывалась в нужном месте в нужное время, к тому же гениально управлялась со своей камерой. Даже если они оказывалась не в том месте и не в то время, все равно она оставалась гением. А вот средний фотографический обыватель, даже есть поставит себе фингал под глаз и снимет это на камеру, навряд ли сотворит что-то гениальное.
Нэн Голдин. «Нэн через месяц после избиения», 1984.”
7. Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson)
Картье-Брессон был гением фотографии, но куда больше чем остальные сделал все, чтобы сузить рамки уличной фотографии. До него уличная фотография была явлением относительно неопределенным и широко открытым. Потом пришел Анри и мы узнали, как она рождается.
Итак, вы, затаив дыхание, рыщите на улицах города в поисках идеальной композиции. Сколько? Часами, днями, месяцами… Наконец-то вы нашли, но все же чего-то не хватает. Чего? Непонятно. Рано или поздно появляется правильный человек, который отлично вписывается в вашу композицию, и вы нажимаете кнопку затвора. Щелк! И потом снова недели, месяца утомительного ожидания на улице нового идеального кадра. А жизнь-то идет!
Анри Картье-Брессон, «Ру Муффетар, Париж,» 1954.
8. Уильям Эгглестон (William Eggleston)
Уильям Эгглестон является пионером цветной фотографии. За последние сорок лет он находился в состоянии «войны с очевидным», работая в «демократическом лесу», где все видимое настолько же жизнеспособно, как и предмет фотографирования. Деревья, грязь, знаки, ковры, голые мужчины, красные потолки, старые мужчины с ружьями, трехколесные велосипеды и др.
Выполняя работы в подобной манере, он вдохновил многих фотографов находить темы в непосредственном своем окружении, в обыденности. С момента появления цифровых камер, Эгглестон нашел отклик в сердцах миллионов фотолюбителей. Это вылилось в потоки весьма скучных и посредственных фотографий, загружаемых сотнями и тысячами ежедневно в глобальную сеть.
Вильям Егглестон, «Мэмфис», c.1969.
9. Райан МакГинли (Ryan McGinley)
Райан МакГинли ворвался в мир фотографии со своими беззаботно резвящимися на открытых диких просторах молодыми людьми. Появившись в мире, который пережил чудовищные террористические акты 11-го сентября, фотограф в своих работах показал молодежь, которая была еще жизнерадостной, все еще находилась в поиске, все еще любила и хотела экспериментировать. И, черт возьми, они были тощими, бледными и худыми. Это заставило многих начинающих фотографов захотеть арендовать микроавтобус, собрать своих немощных друзей и отправиться в дорогу, чтоб просто жить, просто жить.
Волна подобных желаний, подкрепленная возрождающейся эстетикой ломо — фотографии, захватила фотографов-хипстеров в возрасте от 18 до 25 лет, и выплеснулась в блоги типа Tumblr и Flickr. Фотографии, на которых было запечатлено беззаботное существование голых молодых людей, которые слишком погружены в свои мечтания, что бы замечать, насколько глупо и нудно они выглядят.
Райан МакГинли, 2007.
10. Диана Арбус (Diane Arbus)
На самом деле не стоит игнорировать творчество Дианы Арбус на заре своей фотокарьеры. Вбирайте и поглощайте благодатные плоды ее величественного гения. Но как только понятие «уроды» и «фрики» крепко засядет в вашем подсознании – немедленно откладывайте альбом с ее фотоработами подальше. Потому что объекты фотоснимков, которые двигали ее творчество будут иметь совершенно иное значение для вас.
Ее известная цитата «Я действительно считаю, что есть вещи, которые бы никто не увидел без меня» — относится к совершенно иному периоду времени. Сейчас, в эпоху развития Интернет-СМИ мы имеет мало-мальское представление о различных типах людей и нас многим не удивишь уже. Что привлекает фотографов в некоторых типах людей — остается загадкой. Так что просто следуйте своей интуиции.
Диана Арбус, «Татуированный мужчина на карнавале», 1970.